ГАРАНТИЙНЫЙ РЕМОНТ: ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Любому гражданину, который приобрел новенькую автомашину в салоне, очевидно: если в течение срока, оговоренного договором с дилером (3 года, 4 года, 5 лет – тут каждый автопроизводитель и продавец пытаются перещеголять друг друга) ваш железный конь вдруг сломается, будет бесплатно произведен гарантийный ремонт автомобиля. Права потребителя гарантируются, мол, текущим законодательством.

И если вдруг возникают проблемы, к примеру, устранять неполадку не желают, открой нужную статью, ткни в нее пальцем – и нерадивый персонал технического сервиса, устыдившись, все исправит в лучшем виде.

Но на практике, пытаясь отремонтировать автомобиль по гарантии, очень многие убеждаются, что путь бесплатного ремонта тернист и усыпан камнями, о которые то и дело приходится спотыкаться: то отремонтируют некачественно, то потребуют плату за работу, а то и вовсе откажут в ремонте.

И как с этим бороться? Ведь, как вдруг выясняется, даже отдельного закона о гарантийном ремонте нет. Да и сама гарантия на товар – вовсе не обязательное понятие. Производитель имеет право установить гарантийный срок на свою продукцию, но вправе и не устанавливать…

Однако не следует, бросаясь из одной крайности в другую, впадать в отчаяние и безропотно лезть в бумажник за деньгами. Право потребителя на гарантийный ремонт существует и определено двумя основными законами: Гражданским кодексом (ГК) РФ и Законом о защите прав потребителя (ЗЗПП). Суть самого понятия гарантийного ремонта и ваших прав на него, оговоренных этими законодательными актами, вкратце можно изложить следующим образом.

Права потребителя на гарантийный ремонт

Если потребитель за некоторый период времени, прошедший с покупки, обнаружил в купленном товаре (в частности, автомобиле) недостатки, то производитель, поставщик или продавец, обязаны удовлетворить его требования по безвозмездному устранению этих недостатков.

Если сам производитель, поставщик или продавец этот период (называемый гарантийным сроком) не устанавливают, потребитель имеет право предъявлять претензию в течение двух лет с момента получения автомобиля.

Устранять недостаток вам должны начать сразу же после вашего обращения. И закончить за время, требуемое техническими регламентами на устранение конкретной неисправности. Но срок ремонта не может превышать 45 суток. Гарантийный срок на автомобиль должен быть продлен на то время, которое занял ремонт.

Отказать в гарантийном ремонте вам могут только в случае, если докажут, что неисправность случилась по вине вашей (к примеру, ездили все время, не сняв машину с ручного тормоза), третьих лиц (злоумышленники насыпали в бензобак песка) или непреодолимой силы (наводнение затопило машину в гараже). Иначе гарантийный ремонт должен быть произведен.

Как защитить ваши права на ремонт автомобиля по гарантии

Если вы чувствуете, что вас каким-то образом начали ущемлять (требовать оплату за «дополнительную» диагностику; «лишать гарантии» за то, что аудиосистему вы устанавливали не в салоне у дилера; затягивать ремонт на месяцы, мотивируя отсутствием запчастей; отказываться использовать приобретенные вами запчасти) – сделайте так, чтобы ущемление ваших прав было зафиксировано документально.

Если отказывают в ремонте – требуйте письменного отказа. Обязательно возьмите акт диагностики, на основе которого вам в ремонте отказали (в нем должны быть отмечены выявленные недостатки и причины их возникновения – заводской дефект или эксплуатационный).

Если ремонт осуществлен, но затянулся, следите, чтобы в документах (например, заказе-наряде на проведение работ) были точно указаны реальные сроки передачи автомобиля в ремонт и выдачи из него.

Это важно потому, что за каждый день просрочки ремонта сервис должен вам неустойку — 1% стоимости автомобиля.

Кроме того, нарушение сроков гарантийного ремонта – законное основание расторгнуть договор купли-продажи или заменить автомобиль на новый. Конечно в одиночку вам трудно будет добиться от дилера выплат и, тем более, нового авто.

Также по теме