Кадастровый учет 2017: нововведения.
С 1 января 2017 года область кадастровой деятельности претерпела значительные изменения. Объединение двух крупных структур — Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав (ЕГРП) — в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) привело к возникновению очередной порции мифов и спекуляций. Некоторые из них имеют вполне осязаемую основу, другие представляют собой исключительно творческие начала. Давайте попробуем разобраться. Данная статья предназначена не для профессионалов, знакомых со всеми изменениями на личном опыте, но собственников объектов недвижимости, которые запутались в хитросплетениях государственного учета.
Историческая справка
До 31 декабря 2012 года вопросами кадастровой деятельности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области заведовали государственные проектно-инвентаризационные бюро (ПИБы). В Санкт-Петербурге распоряжением № 1329-р от 29.12.1994 полномочия по ведению кадастровой деятельностью были возложены на Комитет по земельным ресурсам (КЗР) и Городское управление технической инвентаризацией (ныне известное как Государственное управление инвентаризации и оценки недвижимости ГУИОН). Таким образом была выстроена четкая и понятная схема постановки на кадастровый учет или внесения изменений в него: следовало обратиться в ПИБ по своему району, которое проведет обмерные инвентаризационные работы и выдаст кадастровый паспорт. По земельным вопросам направлялись, соответственно, в КЗР. С кадастровым паспортом следовали в Федеральную регистрационную службу ФРС (в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу если точнее), и получали итоговое свидетельство о праве собственности.
С 01 января 2013 года согласно 221-ФЗ от 24.07.2007 кадастровый учет недвижимости претерпел колоссальные изменения. Образовался Росреестр, поначалу подчиненный Министерству экономического развития. Теперь для осуществления кадастрового учета или изменения требовались новые документы: технический план ТП (для всех объектов капитального строительства ОКС, т.е. зданий, помещений и строений), межевой план МП (все земельные вопросы) и акт обследования АО, устанавливающий прекращение существования объекта. Все эти документы подготавливались кадастровыми инженерами и подавались в ФКП (Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СПб). Представители ФКП вносили измененные сведения в данные ГКН и выдавали кадастровый паспорт, с которым дорога была привычным путем в ФРС.
Причины и надобность столь значительных преобразований оставим в стороне. Объяснить желание Правительства вернуть в свои руки рынок недвижимости не сложно. Принципиальным отличием 221-ФЗ стала возможность собственников объектов недвижимости обращаться не только в ПИБы, но в любую компанию с кадастровыми инженерами в штате. Более того, появились даже ИП кадастровые инженеры. За 4 года усилиями ФКП, Росреестра и кадастровых инженеров удалось выстроить четкую структуру взаимодействия. Была запущена публичная кадастровая карта. Сроки выполнения запросов уменьшались, процент приостановок и отказов в осуществлении кадастрового учета стабильно снижался. Перечень документов по каждому виду объектов недвижимости был известен и не менялся в течении относительно долгого промежутка времени. Однако наступил 2017 год, подаривший нам 218-ФЗ от 13.07.2015.
А что сейчас?
Произошло слияние кадастрового учета недвижимости и госрегистрации прав на нее.
Последние полгода проводились работы по объединению программного обеспечения двух крупных ведомств. С середины декабря прошлого года ФРС прекратил прием заявок, ФКП честнопроработала до 31 декабря. Но с января, довольно ожидаемо, начались проблемы. Неотлаженные системы взаимодействия государственных регистраторов, большое количество ошибок, допущенных при слиянии баз данных, а также противоречия, содержащиеся в самом 218-ФЗ, привели к определенному хаосу. О времени получения выписок из ЕГРН мифы слагались. Период проведения государственного учета вместо положенных 10 дней увеличился до месяца.
Но эти моменты были прогнозируемы. Большинство строительных компаний заблаговременно либо вводились в декабре, либо отложили все до летнего периода. Компании, специализирующиеся на кадастровой деятельности, также поставили на кадастровый учет большинство объектов в прошлом году, оставив на начало 2017 года обмерные работы. Самое неприятное, с чем долго придется бороться, заключается в количестве ошибок, допущенных при объединении баз данных. По одному адресу в сведениях ЕГРН может находиться несколько объектов с разными кадастровым и условным номером, или условным и номером регистрации. Здесь ситуации индивидуальные, без записи на прием в Росреестр в большинстве случаев не обойтись. Ближайшая дата записи, к слову, в середине апреля.
Так что делать?
Излюбленный исторический вопрос дает сейчас большую тему для спекуляций. Прошедшие два нестабильных месяца в этом плане постарались на славу. На самом деле, положительная динамика присутствует. Объекты проходят одновременно и кадастровый учет, и регистрацию. Для этого важно понимание следующего:
1. Сроки осуществления учета очень разнятся. Причем статистический разброс дает совершенно безумные цифры. Как уже говорилось выше, вплоть до месяца. Важно обратить внимание, что документы могут потеряться (да, именно так). Так что клиенту при заключении договора на кадастровые услуги стоит обратить внимание на сроки.
2. Быть готовым к заполнению особой формы согласия на обработку персональных данных. Если при заключении договора от заказчика не просят подписать соответствующий документ, до будьте готовы к еще большим временным затратам и приостановке.
3. Нотариальная доверенность. Если раньше представители компаний могли доверять кадастровым инженерам представлять их в госорганах на основании доверенностей, подготовленных на бланке компании, то сейчас необходима нотариальная форма.
4. Стоимость работ увеличилась в связи с необходимостью прикладывать поэтажные планы объектов недвижимости. То есть если раньше, до 01 января 2017 года, условный частный дом требовал лишь декларацию, то теперь обмерные работы обязательно должны проводиться на объекте.
5. Для проведения кадастрового учета изменений сведений ОКС требуется согласованный проект. Всегда. Это особенно касается владельцев нежилых зданий и помещений в них, в которых перепланировки проводились давно, но изменения внесены не были. Собственники квартир со схемой согласования в МВК знакомы.
6. Запастись терпением. Мы живем в период очередных колебаний. Некоторые не оказывают особого влияния на работу, другие кардинально меняют ее.
Очень важным нововведением является образование абсолютно нового объекта недвижимости — т.н. машиноместа. Но и здесь пока присутствует некая неопределенность. Прежде всего, законом не предусмотрено определение этого понятия. Далее, технически данный объект недвижимости не может быть поставлен на государственный кадастровый учет просто потому, что программным обеспечением до сих пор не была реализована структура подготовки документов. Представители Росреестра дать конкретный ответ по данному вопросу не могут. Однако сам факт наличия подобной динамики развития радует.
Итоги
В завершение хочется добавить следующее. Рынок предлагает собственникам огромное количество компаний, специализирующихся на кадастровой деятельности. При заключении договора обращайте внимание не только на внешнее радушие. Обязательно уточните опыт работы, особенно в инвентаризационной деятельности (если ваш объект представляет собой ОКС). Сроки выполнения технических вопросов (геодезические изыскания, обмерные работы, получение дополнительной документации) должны быть четко прописаны. И наберитесь терпением: ближайшие два-три месяца обещают быть все так же штормовыми.
Источник: